Красота во всеоружии

Обувь на тан­кет­ке — воз­мож­ность при­под­нять­ся над зем­лей и в то же вре­мя твер­до сто­ять на но­гах. Тан­кет­ка удоб­нее каб­лу­ка, счи­та­ют не­ко­то­рые це­ни­тель­ни­цы мод­ной обу­ви, и по-сво­ему кра­си­ва. Этот тип обу­ви, ко­то­рый при­ня­то об­ви­нять в не­ко­то­рой не­ук­лю­жес­ти, име­ет бо­га­тую ис­то­рию.

С мо­мен­та за­рож­де­ния мо­ды жен­щи­ны стре­ми­лись но­сить обувь, воз­вы­ша­ющую их над зем­лей: каб­лу­ки де­ла­ют фи­гу­ру изящ­нее, по­ход­ку — гра­ци­оз­ной и при­тя­ги­ва­ющей вни­ма­ние. Вы­со­кий тон­кий каб­лук всег­да счи­тал­ся са­мой эф­фек­тной «опо­рой» для де­вуш­ки, же­ла­ющей выг­ля­деть пре­вос­ход­но. Но кро­ме не­го есть и дру­гие ва­ри­ан­ты вы­со­кой обу­ви — это туф­ли на тан­кет­ке и плат­фор­ме. Тан­кет­ка и плат­фор­ма — не суть си­но­ни­мы. Пер­вая пред­став­ля­ет со­бой по­дош­ву, объ­еди­нен­ную с каб­лу­ком: она тон­кая у нос­ка и утол­ща­ет­ся к пят­ке, при­чем иног­да име­ет очень боль­шой «пе­ре­пад» вы­сот (до 10 сан­ти­мет­ров и боль­ше), в то вре­мя как плат­фор­ма — это прос­то тол­стая по­дош­ва с рав­но­мер­ным подъ­емом, и сто­па в та­кой обу­ви рас­по­ла­га­ет­ся поч­ти го­ри­зон­таль­но по от­но­ше­нию к зем­ле.

Как об­раз каб­лу­ки, плат­фор­ма и тан­кет­ки глу­бо­ко уко­ре­не­ны в ис­то­рии. Их пра­ро­ди­те­ли — гре­чес­кие каб­лу­ки-ко­тур­ны, ве­не­ци­ан­ские «цо­ко­ли», япон­ские «гэ­та». Ко­тур­ны — это тра­ди­ци­он­ная обувь дра­ма­ти­чес­ких ак­те­ров в Древ­ней Гре­ции, са­по­ги на вы­со­кой ко­лод­ке без каб­лу­ка, поз­во­ляв­шие ак­те­ру выг­ля­деть вы­ше и ве­ли­чес­твен­нее, «цо­ко­ли» — туф­ли с вы­со­кой по­дош­вой, в ко­то­рых гу­ля­ли по на­бе­реж­ным ве­не­ци­ан­ские да­мы из знат­ных до­мов и обес­пе­чен­ные кур­ти­зан­ки. Гэ­та — тра­ди­ци­он­ные япон­ские вы­со­кие са­бо, вы­ре­зан­ные из де­ре­ва, в ко­то­рых с ха­рак­тер­ным пе­рес­ту­ком хо­дит мно­го сов­ре­мен­ных япон­цев, по­чи­та­ющих обы­чаи сво­ей стра­ны. В Япо­нии бы­ли рас­прос­тра­не­ны так­же вы­со­кие сан­да­лии «око­бо», в тол­стую по­дош­ву ко­то­рых иног­да вре­за­ли ко­ло­коль­чик, что­бы мо­ло­дые де­вуш­ки про­гу­ли­ва­лись по го­ро­ду с пе­рез­во­ном.

С точ­ки зре­ния сти­ля тан­кет­ка мо­жет вы­зы­вать на­ре­ка­ния. Есть мне­ние, что она не­дос­та­точ­но эле­ган­тна, гру­бо­ва­та, тя­же­ло­ва­та. Не­да­ром же са­мо ее наз­ва­ние име­ет «бо­евое» про­ис­хож­де­ние, ведь тан­кет­кой на­зы­ва­ют тип бо­евой ма­ши­ны, а обув­ная тан­кет­ка чу­точ­ку на­по­ми­на­ет внеш­ним ви­дом гу­се­нич­ную часть тан­ка. Од­на­ко сти­лис­ты про­тив мне­ния о не­ук­лю­жес­ти этой час­ти обу­ви: тан­кет­ка мо­жет быть кра­си­вой, ее мож­но лов­ко со­че­тать с раз­ны­ми сти­ля­ми в одеж­де, она мо­жет быть прек­рас­но де­ко­ри­ро­ван­ной, а бла­го­да­ря плав­но­му из­ги­бу — впол­не в сос­то­янии со­пер­ни­чать со шпиль­кой и вы­год­но под­чер­ки­вать изя­щес­тво жен­ской ло­дыж­ки. Осо­бен­но ес­ли со­че­та­ет­ся с тон­ки­ми ко­жа­ны­ми ре­меш­ка­ми и де­ко­ром. В кол­лек­ци­ях име­ни­тых ди­зай­не­ров есть тан­кет­ки — ис­тин­ные про­из­ве­де­ния ис­кусс­тва: сде­лан­ные из тон­ких пруть­ев, ук­ра­шен­ных ро­зоч­ка­ми, и на­по­ми­на­ющие клет­ку эк­зо­ти­чес­кой пти­цы; ин­крус­ти­ро­ван­ные дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и рас­пи­сан­ные в раз­ных ху­до­жес­твен­ных сти­лях, с ап­пли­ка­ци­ями и резь­бой. При этом обувь на тан­кет­ке удоб­на по фи­зи­чес­ким па­ра­мет­рам нос­ки: в ней но­га ус­та­ет мень­ше, чем в туф­лях на тон­ком каб­лу­ке, — уве­ре­ны бы­ва­лые гостьи за­тя­ги­ва­ющих­ся до­поз­дна ве­че­ри­нок и свет­ских ра­утов.

По­яв­ле­ние тан­кет­ки на свет — де­ло рук из­вес­тно­го италь­ян­ско­го мас­те­ра Саль­ва­то­ре Фер­ра­га­мо. И де­ло бы­ло не толь­ко в бес­по­кой­ной твор­чес­кой мыс­ли ав­то­ра, ко­то­рый, впро­чем, дей­стви­тель­но яв­лял­ся ре­во­лю­ци­оне­ром в мо­де и изоб­рел поч­ти все ос­нов­ные мо­де­ли сов­ре­мен­ной обу­ви (ему при­пи­сы­ва­ют в том чис­ле изоб­ре­те­ние шпиль­ки). В 30-е го­ды прош­ло­го сто­ле­тия в су­ро­вые го­ды пе­ред Пер­вой ми­ро­вой вой­ной в Ита­лии, как и по всей Ев­ро­пе, был де­фи­цит вы­со­ко­ка­чес­твен­ной ста­ли, ко­то­рая шла на во­ен­ные нуж­ды. Ста­ли не хва­та­ло на из­го­тов­ле­ние су­пи­на­то­ров, и у Фер­ра­га­мо на­ча­лись проб­ле­мы с ка­чес­твом ту­фель на каб­лу­ке: они быс­тро при­хо­ди­ли в не­год­ность, каб­лу­ки рас­ша­ты­ва­лись, и кли­ен­тки бы­ли не­до­воль­ны. Тог­да мас­те­ру приш­ла в го­ло­ву мысль за­пол­нить прос­транс­тво меж­ду пят­кой и нос­ком ту­фель проб­ко­вым де­ре­вом. Так по­явил­ся но­вый тип обу­ви — прос­тая и не­до­ро­гая проб­ко­вая фор­ма вмес­то слож­ной по­дош­вы со шпиль­кой и плас­ти­ко­вые ре­меш­ки вмес­то тра­ди­ци­он­но­го ко­жа­но­го вер­ха. По­на­ча­лу тан­кет­ка выз­ва­ла не­до­уме­ние, и мол­ва да­же при­пи­сы­ва­ет од­ной из кли­ен­ток Фер­ра­га­мо вос­кли­ца­ние: «Я ни­ког­да это не на­де­ну!», ко­то­рое выр­ва­лось у нее при ви­де эк­зо­тич­ных по тем вре­ме­нам ту­фе­лек.

При­мер­но в этот же пе­ри­од с тан­кет­кой и плат­фор­мой эк­спе­ри­мен­ти­ро­вал зна­ме­ни­тый фран­цуз­ский обув­щик Ро­же Вивье, ко­то­рый при­шел к этой идее са­мос­то­ятель­но, вдох­нов­ля­ясь аме­ри­кан­ской ор­то­пе­ди­чес­кой обувью. Его обувь на плат­фор­ме не всег­да це­ни­лась по дос­то­инс­тву, од­на­ко нич­то не мог­ло ос­та­но­вить прог­ресс: сме­лые лич­нос­ти из ми­ра мо­ды, та­кие как ди­зай­нер-аван­гар­дис­тка Эль­за Ски­апа­рел­ли, быс­тро «взя­ли след». Ски­апа­рел­ли вклю­чи­ла туф­ли на тан­кет­ке с проб­ко­вой плат­фор­мой про­из­водс­тва Вивье в свою кол­лек­цию, и ма­хо­вик мо­ды пос­те­пен­но рас­кру­тил­ся. Тан­кет­ку на­ча­ли но­сить зна­ме­ни­тос­ти: нап­ри­мер, для гол­ли­вуд­ской ак­три­сы Авы Гар­днер Фер­ра­га­мо сде­лал имен­ные бо­со­нож­ки на плат­фор­ме Ava. Он соз­дал так­же зна­ме­ни­тую мо­дель зам­ше­вых ту­фель на тан­кет­ке WEDGE (тан­кет­ка в круп­ную чер­но-бе­лую по­лос­ку) спе­ци­аль­но для Пег­ги Гуг­ген­хайм, ос­но­ва­тель­ни­цы нью-й­орк­ско­го му­зея Гуг­ген­хайм. Пег­ги бы­ла га­ле­рис­ткой, це­нив­шей аван­гард, и в то же вре­мя приз­нан­ной свет­ской ль­ви­цей, ус­тра­ивав­шей са­мые по­пу­ляр­ные при­емы и ве­че­рин­ки в арт-сре­де. Про­па­ган­дис­ткой бо­со­но­жек на тан­кет­ке бы­ла так­же бра­зиль­ская ак­три­са и пе­ви­ца Кар­мен Ми­ран­да (в 1940-е го­ды поль­зо­ва­лась боль­шим ус­пе­хом в Гол­ли­ву­де), в эк­зо­ти­чес­кий ла­ти­но­аме­ри­кан­ский стиль ко­то­рой та­кая обувь хо­ро­шо впи­сы­ва­лась. Кар­мен ча­ще все­го пред­ста­ва­ла на пуб­ли­ке в ви­де страс­тной кра­сот­ки в яр­ком эт­ни­чес­ком платье и за­тей­ли­вом го­лов­ном убо­ре на­по­до­бие кор­зи­ны с фрук­та­ми. Ак­три­се тан­кет­ка приш­лась впо­ру еще и по­то­му, что у нее был очень ма­лень­кий рост — 155 сан­ти­мет­ров. «Плат­фор­ма дол­жна про­пи­сать­ся на пол­ках са­мых мод­ных ма­га­зи­нов, —за­яв­ля­ли в прес­се пред­ста­ви­те­ли до­ма Dior. — Во-пер­вых, не­вы­со­ких жен­щин она де­ла­ет вы­ше, и при этом да­мы рис­ку­ют здо­ровь­ем го­раз­до мень­ше, чем обу­вая обыч­ные каб­лу­ки. Во-вто­рых, в со­че­та­нии с плать­ем или юб­кой сред­ней дли­ны туф­ли на плат­фор­ме с то­нень­ки­ми шну­роч­ка­ми на ло­дыж­ке де­ла­ют об­раз бо­лее женс­твен­ным».

Ес­ли в 30-е го­ды обувь на тан­кет­ке но­си­ли сме­лые мод­ные да­мы в ка­чес­тве мод­но­го ак­сес­су­ара, то во вре­мя вой­ны обувь на проб­ко­вой тан­кет­ке с вер­хом из проч­ной тка­ни по­лу­чи­ла боль­шое рас­прос­тра­не­ние сре­ди ши­ро­ких кру­гов на­се­ле­ния, так как ко­жа и ме­талл ста­ли де­фи­цит­ны­ми ма­те­ри­ала­ми. Та­кая обувь бы­ла прак­тич­ной и удоб­ной в нос­ке, проч­ной и дол­го­веч­ной. Но речь идет, ра­зу­ме­ет­ся, о прос­тых мо­де­лях, без мод­ных изыс­ков. В 70-е го­ды 20 ве­ка ин­те­рес к тан­кет­ке стал воз­вра­щать­ся: она прев­ра­ти­лась в аль­тер­на­ти­ву клас­си­чес­ким туф­лям и шпиль­ке, ко­то­рую вы­би­ра­ла для се­бя мод­ная, всег­да нем­но­го про­тес­тная и склон­ная к эк­спе­ри­мен­там мо­ло­дежь. Тан­кет­ку но­си­ли и хип­пи, и бо­ге­ма, и пред­ста­ви­те­ли те­че­ния «нью-эй­дж». Туф­ли на тан­кет­ке де­ла­лись тог­да из проч­ной буй­во­ли­ной ко­жи, ко­то­рая со вре­ме­нем тем­не­ла, что при­да­ва­ло обу­ви стиль­но сос­та­рен­ный вид. По­дош­ву и каб­лу­ки из­го­тав­ли­ва­ли не толь­ко из проб­ки, но и из бо­лее до­ро­го­го де­ре­ва, а так­же из син­те­ти­чес­ких ма­те­ри­алов и ка­учу­ка. В 80-е го­ды двад­ца­то­го ве­ка тан­кет­ка вос­хо­дит на пик эт­ни­чес­кой мо­ды: по­пу­ляр­ны­ми ста­но­вят­ся сан­да­лии-«эс­пад­рильи» с тан­кет­кой, сде­лан­ной из ве­рев­ки или ими­ти­ру­ющей ее ре­зи­ны, с вер­хом из хлоп­ка или дру­гой на­ту­раль­ной тка­ни вро­де ль­на или па­ру­си­ны. Пра­ро­ди­тель этой обу­ви — лег­кие лет­ние ма­тер­ча­тые та­поч­ки espadrilles, в ко­то­рых на бо­су но­гу про­гу­ли­ва­лись во вре­мя жа­ры ис­пан­цы и фран­цу­зы. Ив Сен Ло­ран обес­пе­чил эс­пад­риль­ям ин­дус­три­аль­ную судь­бу, за­ка­зав в 1960-е го­ды ис­пан­ской обув­ной фаб­ри­ке Сastaner, ко­то­рая c 18 ве­ка за­ни­ма­лась про­из­водс­твом этой тра­ди­ци­он­ной кресть­ян­ской обу­ви, эс­пад­рильи на каб­лу­ке. Это спас­ло фаб­ри­ку от бан­кротс­тва: к то­му мо­мен­ту для тра­ди­ци­он­ной обу­ви уже не ос­та­ва­лось рын­ков сбы­та. Бо­со­нож­ки на тан­кет­ке под наз­ва­ни­ем «эс­пад­рильи», ко­неч­но, да­ле­ки от ис­то­ри­чес­ко­го про­то­ти­па, но в эт­но-стиль они встро­ились прек­рас­но.

В 21 ве­ке тан­кет­ка ока­за­лась сно­ва на вы­со­те и в проч­ном бра­ке с плат­фор­мой. Туф­ли и бо­со­нож­ки на тан­кет­ке и плат­фор­ме в пос­лед­ние нес­коль­ко лет — зав­сег­да­таи по­ди­умов. Обув­ные ди­зай­не­ры вве­ли в мо­ду так­же бо­тиль­оны, са­по­ги и да­же крос­сов­ки на тан­кет­ке. Для та­ких мод­ных ма­рок, как Alexander McQueen, Anna Sui, Burberry Prorsum, Versace, Prada, Valentino, Emilio Pucci обувь на тан­кет­ке — обя­за­тель­ный эле­мент кол­лек­ций. Тан­кет­ка ста­но­вит­ся по­лем для эк­спе­ри­мен­тов в пла­не де­ко­ра, бла­го она пре­дос­тав­ля­ет все воз­мож­нос­ти для это­го бла­го­да­ря сво­ей об­шир­ной пло­ща­ди. Dolce&Gabbana в кол­лек­ции 2013 го­да пред­став­ля­ет тан­кет­ки, ук­ра­шен­ные вруч­ную в си­ци­лий­ском сти­ле, с ап­пли­ка­ци­ями в ви­де цве­тов, пес­тро-соч­ных от­тен­ков, брос­кие и бес­ша­баш­но рос­кош­ные. Гол­ли­вуд­ские звез­ды но­сят бо­со­нож­ки на тан­кет­ке с изящ­ны­ми ко­жа­ны­ми ре­меш­ка­ми да­же на тор­жес­твен­ные ме­роп­ри­ятия и при­емы.

В Рос­сии же осо­бую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ла обувь на тан­кет­ке для зим­не­го вре­ме­ни го­да: в вы­со­кой и в то же вре­мя ус­той­чи­вой обу­ви мож­но с от­но­си­тель­ным ком­фор­том хо­дить по не­оп­рят­ным тро­ту­арам, пре­одо­ле­вать лу­жи и грязь оте­чес­твен­ных до­рог, и при этом не слиш­ком от­ста­вать от мо­ды.